Этноло́гия (греч. ἔθνος, народ + -логос — учение, наука) — наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. В современной российской науке термин употребляется лишь с начала 1990-х годов, наряду с более традиционным названием дисциплины этнография. В западной науке зачастую этнография представляется как описательная, региональная дисциплина, а этнология — как теоретическая, обобщающая наука.
Предмет и объект этнологии
По одному из пониманий этнология — это социологическое направление антропологического исследования, включающее социальную грань в сравнение бытия, фольклора, верований, культурного и исторического развития различных этносов и обществ.
Среди целей этнологии — реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, таких как предполагаемое табу кровосмешения и изменение культур, а также формулировка обобщений о «человеческой природе», концепции, которая критиковалась с XIX столетия различными философами (Гегель, Маркс, структурализм, и т. д.).
Связь этнологии с этнографией, культурной и социальной антропологией
Этнология («наука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»), народоведение, культурная антропология.
По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более академична, начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. В США данная наука обозначается как «культурная антропология», а в Великобритании — как «социальная антропология», однако этнология — это не только раздел антропологии. Этнология возникла как научная дисциплина с конца XVIII века и может применяться к любому сравнительному исследованию человеческих групп.
Становление этнологии как науки и история этнологической мысли
XV столетие «открытие Америки» имело важную роль в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей». Таким образом, цивилизация была в дуальной манере противопоставлена варварам в классической оппозиции, возникшей из обычно даже более разделённого этноцентризма.
Продвижение этнологии, например вместе со структурной антропологией Клода Леви-Стросса, привело к критике концепций линейного прогресса, или псевдо оппозиций между «обществами с историями» и «общества без историй», была осуждена также зависимость от ограниченного представления об истории как о накапливаемом росте.
Леви-Стросс часто упоминал очерки Монтеня о людоедстве как ранний пример «этнологии»; он преследовал цель через структурный метод обнаружить универсальные инварианты в человеческом обществе, в качестве которых он принимал запрещение кровосмешения. Однако, требования такой культурной универсалии критиковались различными социальными мыслителями XIX-го и XX-го веков, среди которых были Маркс, Ницше и другие.
Наибольший вклад в российскую этнологию внесли Л. Н. Гумилёв (см. Пассионарная теория этногенеза) и академик Ю. В. Бромлей.
Школы и направления в этнологии
В процессе развития этнологии (культурной и социальной антропологии) и смежных с нею дисциплин возникали различные направления и концепции, некоторые из них к настоящему моменту полностью потеряли своё влияние в науке, другие, наоборот, и сегодня являются актуальными. Концепции некоторых школ и направлений не противоречили друг другу, а рассматривали различные аспекты существования, развития, возникновения этносов, другие же, наоборот, являлись несовместимыми.
эволюционизм;
диффузионизм;
расово-антропологическая школа (или антропосоциология);
социологическая школа;
структурный функционализм;
американская школа исторической этнологии;
этнопсихологическая школа;
структурализм;
культурный релятивизм;
неоэволюционизм;
марксистское направление (советская школа этнографии)
школа социальной биологии;
постмодернистская критика;
институционализм;
остальные концепции в этнологии (манчестерская школа неофункционализма, концепция социального структурализма, герменевтическая антропология);
Литература
1) Коротаев А. В. Джордж Питер Мердок и школа кросс-культурных исследований // Бюллетень: Антропология, меньшинства, мультикультурализм 3 (2003): 19-74 (статья включает в себя краткий очерк истории западной этнологии/культурной антропологии).
2) Johann Georg Adam Forster Voyage round the World in His Britannic Majesty’s Sloop, Resolution, Commanded by Capt. James Cook, during the Years 1772, 3, 4, and 5 (2 vols), London (1777)
3) Lévi-Strauss, Claude, The Elementary Structurs of Kinship, (1949), Structural Anthropology' (1958)
4) Mauss, Marcel, originally published as Essai sur le don. Forme et raison de l'échange dans les sociétés archaïques in 1925, this classic text on gift economy appears in the English edition as The Gift: The Form and Reason for Exchange in Archaic Societies
5) Maybury-Lewis, David, Akwe-Shavante society. (1967), The Politics of Ethnicity: Indigenous Peoples in Latin American States (2003)
6) Clastres, Pierre, Society Against the State (1974)
7) Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр "Академия", 2003. — С. 320. — ISBN 5-7695-1530-9.
8) Тавадов Г. Т. Этнология: Учебник для вузов. — М.: Проект, 2004. — 352 с.
9) Тавадов Г. Т. Этнология. — М.: ИТК "Дашков и К", 2009. — 408 с. — ISBN 978-5-394-00072-0.
10) Лурье С. В. Историческая этнология. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 448 с. — ISBN 5-7567-0205-7.
11) Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. 3-е изд., исправленное. — М.: Книжный дом "Либроком", 2009. — 440 с. — ISBN 978-5-397-00836-5.
12) Элез А. Й. Критика этнологии. — М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2001. — 304 с. — ISBN 5-7846-0063-X.